На журнал "Ватандаш" можно подписаться в любом почтовом отделении РФ. Индекс - 78384.//Подписка по каталогу «Почта России» через ФГУП по РБ для индивидуальных подписчиков (397 рублей 20 коп.).//Альтернативная (льготная) подписка через редакцию (300 рублей для индивидуальных подписчиков, с получением журнала в редакции, и для организаций не менее 30 экземпляров и с доставкой в пределах Уфы).











снять квартиру в уфе
аренда квартир в уфе

ЛУЧЕЗАРНАЯ ПЕВИЦА

Cцена Большого зала Башкирской государственной филармонии красиво оформлена. Зал затих в ожидании праздника — ведь сегодня не просто концерт, а юбилейный вечер одной из самых любимых певиц Башкортостана — Танзили Узянбаевой. После музыкальной заставки концерта, наконец, появляется она — красивая, статная, в изысканном платье. Звучит её трепетный и нежный голос, очень своеобразный — его не спутаешь ни с кем. Красивый тембр, выразительное исполнение. Танзиля поёт одну из самых лиричных песен озон-кюй — «Салимакай». Нежно и наполненно, очень свежо звучание голоса певицы — это выразительно подчеркивается сопровождением курая. Следующую песню артистка поёт акапелла (без сопровождения) — это одна из любимых песен Танзили — «Поделим яблоко на пятерых» («Бер алманы бишкє б‰лєйек»). Зал слушает песню, затаив дыхание, восхищённый красотой напева и проникновенностью исполнения. Затем взрывается аплодисментами.

Место рождения будущей певицы — деревня Смаково Мелеузовского района. Ей было шесть лет, когда вместе с родителями переехала в Тюляково. Родилась и росла она в музыкально одарённой семье. Ещё прадед Танзили по материнской линии выделялся среди своих современников богатыми музыкальными способностями, пел удивительно красиво. Егo сын, Мухаметгали — дедушка Танзили, не знал себе равных в исполнении башкир­ских народных песен, девочка с детства могла, позабыв обо всём на свете, слушать пение матери — Раузы-апай. У неё — искусной певуньи — был высокий, неж­ный голос — сопрано. Исключительно задушевно пела она башкирские песни. Отец — Хамит-агай мастерски играл на саратовской гармошке.

Богатые музыкальные традиции семьи, семейное музицирование по вечерам — всё это не прошло даром для музыкальной и впечатлительной девочки. Школьницей Танзиля активно участвует в художественной самодеятельности, занимается в вокальном и танцевальном кружках. «Я очень благодарна своей школьной учительнице Махри-апа Юркаевой, — говорит Танзиля. — Была она уже не молодой — лет пятидесяти. Она так прочувствованно пела нам «Зульхизю», «Таштугай» — я это запомнила на всю жизнь. В танцевальном кружке научилась танцевать русскую кадриль, отбивать дробь в башкирском танце». Но всё это не означает, что Танзиля только пела и плясала. Нет, она по-настоящему трудилась. Стала настоящей опорой для родителей. Отец был пастухом. Хамит Кутлуахметович — участник Великой Отечественной войны. Мама Танзили работала на стройке в Мелеузе (Тюляково было рядом), дочь, будущая певица, помогала ей, была разнорабочей. Мама умерла в 67 лет, отец — в 80. Танзиля делала всё, чтобы облегчить жизнь родителей — жизнь, полную каждодневного нелёгкого труда. В семье кроме нее было ещё пятеро детей. Четверых из них она нянчила, кормила, купала, воспитывала… А еще помогала матери — доила корову, по утрам с коромыслом ходила на Белую за водой. Работала до изнеможения на большом огороде: пропалывала свёклу, окучивала картошку. Было много стирки. Научилась у матери, хорошей кулинарки, мастерству приготовления многих замечательных и вкусных блюд. И это осталось при ней на всю жизнь! Но пела всегда — и когда скребла до белизны пол, доила корову, стояла за сепаратором. Особенно любила петь на природе — в лесу, на лугу — на широком раздолье, хотя просто погулять удавалось редко.

— Моя бабушка по маминой линии — Йомабика читала нам Тукая, книги по истории башкирского и татарского народов, — вспоминает певица. — Очень голосистая была, пела нам много разных песен. Даже в 67 лет пела очень хорошо. Так что песни, баиты, такмаки я знала с детства. А ещё я выросла на песнях, которые пели мои родители. Хочу сказать, что большую роль в моём приобщении к разнообразной музыке сыграл патефон, звучавший в доме с детских лет. Родители купили его — были молодыми, любили музыку и приобретали много пластинок. Я слушала, благодаря им, голоса Maгaфypa Хисматуллина, Фариды Кудашевой, Зифы Басыровой, Гульсум Сулеймановой, Дианы Нурмухаметовой, Бану Валеевой, Рамазана Янбекова... Слушала также звонкое пение русских женщин, живших в соседнем с Мелеузом селе Воскресенском. Всё впитывала.

Когда Танзиля училась в десятом классе, руководитель вокального кружка предложил ей — юной певице попытать счастья — принять участие в республиканском конкурсе «Нам песня строить и жить помогает». Танзиля решилась поехать, хотя и очень боялась.

Преодолевая свою природную застенчивость, она вышла на сцену Дома актёра. Неожиданно для себя завоевала первую премию. Окрылённая успехом, через год решила поступать в училище искусств — учиться на артистку. Она давно мечтала стать певицей. Успешно сдав экзамены, была зачислена на вокальное отделение. Нелегко было девушке из сельской местности привыкать к строгим требованиям училища и столичной жизни. Нужно было осваивать новые музыкальные дисциплины, повышать свой культурный уровень. Помогало главное, что у неё было огромное желание стать певицей. А упорства в достижении цели и трудолюбия у Танзили было более, чем достаточно. Вот где пригодились трудовые навыки, приобретённые дома. Она подрабатывала санитаркой в больнице, мыла полы, вместе с однокурсницей Зифой дежурила ночами в роддоме №1. Ничего зазорного в этом не видела, даже получала удовлетворение от хорошо выполненной работы. Мало того — училась на пятёрки, получала повышенную стипендию и ухитрялась помогать родителям, брату и сестре.

Танзиле повезло — она попала в класс опытного педагога, воспитавшего целую плеяду талантливых певцов, ныне известных, заслуженных и народных — Аэлиты Хайрулловны Чемборисовой. Именно она разглядела редкий дар, отпущенный природой, в девочке из Мелеузовского района. Но, как известно, самородок нуждается в обработке, огранке, шлифовке. Всем этим Аэлита Хайрулловна владеет мастерски. Вот что говорит она о своей ученице: «В мой класс учиться вокальному искусству Танзиля Узянбаева пришла в 1971 году. Ей было семнадцать лет. Красивая, с огромными, широко распахнутыми глазами, двумя косичками. Её голос — сопрано — по тембру был красивым от природы. Слух у неё был отличный, музыкальный — просто прелесть! С первых же шагов проявила себя беззаветно любящей музыку, преданной любимому делу — пению, вокалу. Очень старалась, была прилежной учени цей. Обладая хорошими музыкальными данными, она в конце второго курса начала выступать на концертах педпрактики и праздничных отчётных концертах училища. На редкость трудолюбивая, благодаря своей настойчивости и любви к сцене, она достигла отличных результатов и в дальнейшей учёбе в институте (ныне Академии) искусств, а также в своей артистической деятельности в Башгосфилармонии».

В годы учёбы в училище Танзиля стала лауреатом конкурса молодых певцов имени Газиза Альмухаметова. Окончив училище с «красным» дипломом, получила направление в институт искусств. На экзамене спела положенную по программе оперную арию, народные песни «Салимакай» и «Таштугай», песню Загира Исмагилова «Былбылым».

Певица рассказывает: «Меня определили в класс Бану Нургалеевны Валеевой — звезды оперного театра 40—50-х годов. Её, народную артистку PФ и РБ, называют соловьем башкирской сцены. Занималась у Бану Нургалеевны по специальности «академическое пение». Она учила меня не только петь, но и давала жизненные уроки. Я ей за всё благодарна — поющий педагог — как это ценно. По классу камерного пения я занималась в классе профессора Зюгры Гиреевны Байрашевой. Она приехала в Уфу из Казани. Была первой исполнительницей партии Сании в опере «Сания» Г.Альмухаметова, С.Габяши, В.Виноградова. Концертмейстером в её классе была Галия Мухамедова — блестящий мастер своего дела. Она прививала нам хороший вкус и учила понимать сочинения разных жанров, вслушиваться в музыку, созданную композитором».

Увлеченно занималась Танзиля в классе оперной подготовки. Под руководством знаменитого певца и режиссера Магафура Хисматулловича Хисма туллина подготовила партию Гульзифы из оперы «Волны Агидели» З.Исмагилова, учила партию Харыласэс (Исмагилов тогда писал оперу «Послы Урала»). Пела арию Шауры — Загир Гарипович сам аккомпанировал ей и был доволен исполнением. Еще во время учёбы начинающая певица часто выезжала на творческие встречи вместе с ректором Загиром Исмагиловым. Он заприметил голосистую девушку с берегов Нугуша еще на вступительных экзаменах. Танзиля покорила его своим волнующим пением. Была в ней особая творческая «изюминка», обаяние в голосе. С исполнением произведений композиторов республики побывала она в те годы в Чехословакии и Германии. Была неизменной участницей новогодних «голубых огоньков» на телевидении. Молодая певица становится популярной. Нередко выезжает за рубеж. Вот как вспоминает она одну из таких поездок: «Вместе с тогдашним мэром Уфы Михаилом Алексеевичем Зайцевым я выезжала в Японию. В красивом национальном костюме я пела башкирскую народную песню «Хисам» в переводе на русский язык Розалии Султангареевой. Успех был потрясающим! Именно тогда я поняла — какое это благородное дело — нести всему миру красоту и богатейший мир чувств прекрасных песен моего народа».

После окончания института искусств Танзиля Узянбаева начала работать в Башгосфилармонии. Успешно выступала в концертах, была постоянно востребована. Но решающим в её творческой судьбе стало приглашение Фатиха Ихсанова во вновь созданный фольклорно-эстрадный ансамбль «Ядкар». Певица так рассказывает о своей работе с этим замечательным коллективом:

— В «Ядкаре» нужно было не только петь, но и проявить себя как актриса. Вот где пригодились мои занятия в школьном танцевальном кружке — я уже имела определённую подготовку, базу, а в фольклоре без этого нельзя... Народная песня — основа основ репертуара коллектива. С нами много работал Юлай Гайнетдинов, блестящий знаток фольклора, он сам пел, показывая нам все нюансы, смысловые и эмоциональные кульминации исполняемых песен. В первые годы я иногда сомневалась, правильно ли я выбрала свою дорогу в искусстве. «Неужели вся моя жизнь пройдёт в национальном костюме?» — думала я. Но работа с талантливыми фольклористами, исполнителями очень увлекла меня. Встреча с крупными учёными-фольклористами Фанузой Аитбаевной Надршиной, Мухтаром Муфазаловичем Сагитовым, Дамиром Жаватовичем Валеевым, а также народными певцами и кураистами — хранителями вековых традиций, заставили меня по-новому взглянуть на бесценные жемчужины народного творчества. И я осталась верна фольклору. Об этом ни разу не пожалела.

В 1984—1990 годах Танзиля Узянбаева принимала активное участие в авторской телевизионной передаче видного фольклориста, доктора филологических наук, лауреата Государственной премии имени Салавата Юлаева, кавалера ордена Салавата Юлаева Фанузы Надршиной «История песен — история народа». Фануза Аитбаевна даёт высокую оценку деятельности певицы.

— Танзиля Узянбаева относится к той редкой категории исполнителей, про которых можно сказать: «Этот певец (певица) — носитель традиционной культуры своего народа». При этом я имею в виду не только характер репертуара певца, который содержит общественно значимые песни, запечатлевшие в себе историческую память предков, но и манеру, культуру пения исполнителя. Мелизматические, орнаментированные распевы Танзили Узянбаевой исключительно тонко передают суть башкирской протяжной песни — её задушевную мелодичность (моњ), философичность. Вот почему в своё время певица была желанной гостьей моей передачи «История песен — история народа». В её исполнении в передачах цикла впервые прозвучали — «Песня во славу Салавата» («Салауатља дан йыры», «Дошман љырґы Салауат»), «Кудрявая ива» («Бµґрє тал»), «Гафифа», «Дала», обрядовые песни «Йыуаса» и др.

Особого внимания заслуживает работа Танзили Узянбаевой в ансамбле «Ядкар» («Йєдкєр»)... Богатый репертуар, прекрасный тембр голоса, владение даром художественного слова (декламацией), знание традиционных черт народных танцев сделали Танзилю Узянбаеву звездой ансамбля, его подлинным украшением. Говоря о Танзиле, нельзя не сказать и о её человеческих качествах: доброте, отзывчивости, искренности. Я никогда не видела её с «потухшим» взглядом, хмурым лицом. Она, как сильная личность, умеет отбросить отрицательную энергию, порою могущую идти извне. Потому она и лучезарна.

Вместе с коллективом Танзиля побывала во многих странах мира: Голландии, Австрии, Индии, Японии, Турции, Греции, Сингапуре и др. «Ядкар» блестяще выступил на Международном фольклорном фестивале в Азербайджане. Лауреат многих Всероссийских и Международных фестивалей «Ядкар» успешно гастролирует по родной республике и регионам России.

В последние годы Танзиля Узянбаева была руководителем ансамбля «Ядкар», проявила незаурядные организаторские способности.

Были у певицы и очень ответственные сольные концерты. Один из них состоялся в 2000 году. Танзиля Узянбаева выступала вместе с народной артист­кой РБ Анисой Яхиной в интересной композиции, составленной учёным-фольк­лористом Розалией Султангареевой, где были песни и стихи о природе, о животворном женском начале. В другой сольной программе в I отделении Танзиля пела песни и романсы композиторов Башкортостана, а во II отделении исполняла самые разнообразные народные песни. Особенно большой интерес вызвал её концерт, программа которого целиком состояла из редко исполняемых старинных башкирских песен. И, как отмечали знатоки народной музыки — фольклористы, музыковеды и просто любители музыки — в этой программе Танзиля очень ярко раскрылась как замечательная исполнительница народных песен. В её пении есть истинный башкирский «моњ», которым владеют далеко не все певцы. Покоряла тонко передаваемая ею лирическая глубина и драматизм озон-кюй, обаятельно было и её сценическое поведение, её манера держаться на сцене — скромно и с достоинством.

Начавшееся ещё в студенческие годы сотрудничество певицы с композиторами Башкортостана успешно продолжается и сегодня. Пожалуй, трудно назвать композитора, чьи песни и романсы не исполняла бы Танзиля Узянбаева... Загир Исмагилов, Хусаин Ахметов, Тагир Каримов, Камиль Рахимов, Рим Хасанов, Роза Сахаутдинова, Нур Даутов, Айрат Кубагушев... Есть в её репертуаре и сочинения композиторов Татарстана — Рустема Яхина, Алмаза Монасыпова, Сары Садыковой… Юбилей и творческие вечера композиторов и писателей не проходят без участия этой очаровательной женщины с красивым, нежным голосом, всегда наполненным искренними переживаниями, пониманием красоты музыки и поэзии.

Голос Танзили Узянбаевой записан на грампластинках, выпущенных фирмой «Мелодия» Всесоюзной студии грамзаписи. Творчеству певицы посвящен фильм-концерт ГТРК «Башкортостан» — «На сей земле печаль моя и радость» с программой из старинных башкирских народных песен. Также выпущены компакт-диски с народными песнями и сочинениями композиторов республики.

В родне Танзили Узянбаевой немало по-настоящему музыкально одарённых людей. Красивые голоса и тонкий музыкальный слух передаются из поколения в поколение генами, идущими от прадеда. Помимо знаменитой народной артистки Танзили Узянбаевой, в семье поют и играют на баяне и тальянке почти все. Сестра Флюра окончила Республиканское культурно-просветительское училище. Она хорошо поёт, вкладывая много сил и энергии в пропаганду башкирской народной песни и песен современных композиторов. Заслуженный работник культуры РБ Флюра является лауреатом Всероссийских и Всесоюзных фестивалей. Сестра Венера также хорошо поёт, работает в Мелеузе. Ее сына Руслана, имеющего явные музыкальные способности, Танзиля взяла под свою опеку. Руслан окончил гимназию имени Г.Альмухаметова, Сибайское музыкальное училище. В настоящее время учится в Академии искусств в Уфе. Очень любил играть на гармони брат Фарит, к сожалению, рано ушедший из жизни. Заботу о сыне умершего брата взяла на себя Танзиля — стала опекуном Азамата. Он заканчивает 11-й класс спортивной школы.

Деятельное участие приняла Танзиля в судьбе родного братишки Юлая.

— Я заметила тягу Юлая к музыке с самого раннего детства. Он увлекался игрой на гармошке, с 6—7 лет ходил на все концерты в клуб. Видя его явные способности, я решила посоветоваться с Вячеславом Филипповичем Беляковым — известным баянистом, лауреатом Международного конкурса, профессором Уфимского государственного института искусств. Привезла к нему Юлая на прослушивание. Он произвёл хорошее впечатление на знаме нитого музыканта. Так, с пятого класса Юлай начал заниматься в ССМШ — школе одарённых детей — где учился несколько лет у маэстро Белякова. После девятого класса продолжил обучение в училище искусств у Николая Костенко — баяниста и дирижёра.

После окончания училища Юлай Узянбаев несколько лет работал в Сибайском театре драмы заведующим музыкальной частью. Заочно продолжил учёбу в институте искусств, где по специальности «баян» занимался с Минниахметом Гайнетдиновым, известным баянистом, народным артистом РБ, лау­реатом Государственной премии имени Салавата Юлаева. Уже тогда Юлай увлёкся сочинением музыки и начал заниматься композицией в классе заслуженного деятеля искусств РБ, члена Союза композиторов России и Башкорт­остана Айрата Кубагушева. После института обучался в Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте РБ. В настоящее время Юлай Узянбаев работает в Башкирском академическом театре драмы заведующим музыкальной частью, пишет музыку к спектаклям, руководит оркестром театра. Он лауреат Государственной премии РБ имени Шайхзады Бабича. Воспитывает сына и дочь.

Песни Юлая Узянбаева поют многие исполнители, они стали очень популярными. Для своей сестры он написал несколько песен: «Вечером девушки вышивают» («Кис ултырып љыґґар сиге‰ сигє» на стихи M.Карима), «Приди ко мне улыбаясь» («Яндарыма йылмайып кил» на стихи А.Ахметкужина), «Зелёные вёсны молодости» («Йєшлегемдењ йєшел яґґары» на стихи Л.Абдуллиной).

Песни брата Юлая Танзиля с удовольствием пела и на своём юбилейном концерте. Причём певица не только исполняла сольные номера из своего репертуара, но и вновь блистала в окружении родного «Ядкара». Пели в этот вечер и её ученики. Это свидетельствовало о том, что постепенно артистка Узянбаева сменила род деятельности — перешла на педагогическую работу в Уфимское училище искусств. Правда, ещё до этого Танзиля Хамитовна некоторое время работала в гимназии имени Газиза Альмухаметова.

В училище Узянбаева преподает «академический вокал» и «народное пение». Уже есть первые достижения на новом поприще: её ученик Мансур Назибуллин занял первое место на ХV Межрегиональном конкурсе молодых музыкантов (Уфа, 2008). Мансур приехал на учёбу из Татышлинского района. Занимается с Танзилей Хамитовной по академическому вокалу и народному пению.

«У Мансура есть определённые склонности к исполнению народных песен. Мы решились с ним поехать на VII молодёжные Дельфийские игры России, которые проходили в Новосибирске в 2008 году. Подготовили песню «Тафтиляу», вместе изучали легенды к песне, чтобы глубже вникнуть в содержание классической народной песни «озон-кюй». Выучили «Илсе Гайса», «Курайсы егет». К нашей радости, наш кропотливый труд был вознаграждён — Мансур получил диплом «За яркое претворение национальных традиций» в номинации «Народное пение».

На вопрос — как ей работается на новом месте — Танзиля Хамитовна ответила:

— Мне нравится коллектив училища, педагоги очень доброжелательны, с ними можно посоветоваться по любому вопросу. У многих большой стаж, а значит, и опыт в работе. Я люблю заниматься с будущими певцами, всегда помню, как я начинала сама. В моём классе занимались две девушки из Бурзяна — Миляуша Касимова и Резеда Валеева. Миляуша успешно выступила на конкурсе исполнителей «озон-кюй» в Туймазах. Продолжает заниматься у меня, а Резеда стала лауреатом конкурса учащихся средних учебных заведений республики, посвящённого 450-летию вхождения Башкортостана в состав России, сейчас она учится в Академии искусств в классе профессора Флюры Кильдияровой. В моём классе занимается Ильдар Абдрашитов из Мелеузовского района (лирический баритон), Гайсар Миндегулов (тенор) из Бурзянского района, Эльвина Сафина (сопрано) из Магнитогорска. Занимаемся каждый день.

В 2009 году у меня был первый выпуск. Мой выпускник Мансур Назибуллин занимался у меня три года. На экзамене спел хорошо. Он работоспособный, старательный юноша. У него хорошее нутро, воспитанный и ответственный молодой человек. Мне радостно, что он поступил в этом году в Академию искусств. Порадовал меня второкурсник Ильдар Абдрашитов. Он принимал участие в конкурсе молодых певцов имени Радика Гареева и завоевал первую премию.

Перейдя из концертной организации в учебное заведение, Танзиля Хамитовна не утратила свой творческий пыл, горение души. Передаёт свой богатый опыт, обширный и разнообразный репертуар молодым певцам. С нового учебного года она начала работать и в Академии искусств, куда приглашена преподавать предметы «народное пение» и «вокальный ансамбль».

Петь Танзиля Узянбаева, конечно, не перестанет. Её юбилейный вечер показал, что певица находится в прекрасной вокальной форме. Красивый голос звучит наполненно и ярко, надо полагать, ещё долго будет радовать её почитателей и любителей музыки.

Успехов вам, Танзиля Хамитовна — лучезарная певица!

Эльмира МИНГАЗОВА