На журнал "Ватандаш" можно подписаться в любом почтовом отделении РФ. Индекс - 78384.//Подписка по каталогу «Почта России» через ФГУП по РБ для индивидуальных подписчиков (397 рублей 20 коп.).//Альтернативная (льготная) подписка через редакцию (300 рублей для индивидуальных подписчиков, с получением журнала в редакции, и для организаций не менее 30 экземпляров и с доставкой в пределах Уфы).











снять квартиру в уфе
аренда квартир в уфе

Башкирский кубыз

Кубыз — древнейший музыкальный инструмент. Ему посвящены сотни исследований, но все равно в его истории, конструкции и звукоизвлечении даже в наш век синтезаторов и компьютеров есть много привлекательного, приковывающего внимание солидных ученых и молодых исполнителей.
Инструмент известен в мире под многими названиями, которым можно посвятить целую монографию. Его внешний вид может быть весьма разнообразным, но единым остается способ звукоизвлечения и предназначение — индивидуальное музицирование.
Необычный взрыв популярности кубыза у молодежи, появление многочисленных молодежных ансамблей традиционной музыки говорит о том, что в мире кубыза еще немало неизвестных страниц.
В данной статье читателю предлагается ознакомиться с конструкцией инструмента, его акустическими возможностями, с некоторыми башкир­скими мастерами и исполнителями.


Мечетлинская находка


Деревянный кубыз долгое время считался исчезнувшим инструментом. Но в 1985 году автору удалось найти исполнительницу на деревянном кубызе в Мечетлинском районе.

Кафия Гариповна Гарипова, 1910 года рождения, бывшая учительница начальных классов. Сейчас она на заслуженном отдыхе, уважаемый в деревне человек. Но не может учительница жить без людей и шума даже на пенсии. Вот и организовала Кафия Гариповна фольклорный ансамбль, где участвуют ее сверс­тники и ученики.

Перебираю солидную пачку дипломов и грамот, рассматриваю альбом, выслушиваю обстоятельный рассказ о каждой фотографии. У Гариповой завидная память. Она знает множество песен, играет на мандолине и металлическом кубызе. Но вот из шкатулки вынимаются несколько деревянных пластинок. Это и есть деревянный кубыз, ради которого я приехал в деревню Гумерово.

Рассматриваю инструмент. Очень простая конструкция: пластинка из твердого дерева, длина — 17 см, ширина от 1,5 до 2 см, толщина — 2 мм. В середине пластинки вырезан язычок, к основанию которого узелком прикреплена суровая нить.

Кто изготавливает эти кубызы? Оказывается, сама Кафия Гариповна. Из клена. Из сердцевины дерева нарезаются пластинки, которые просушиваются не менее года в тени на ветру. Из всех пластин выбираются наименее покоробленные, они-то и идут на музыкальный инструмент.

Вырезают инструмент обыкновенным ножом. Затем кубыз пропитывается гусиным жиром или выдерживается в топленом коровьем масле. Только после этого, по словам исполнительницы, можно рассчитывать на хорошее звучание инструмента.

Просим её что-нибудь сыграть. Наблюдаем, как пластинка берется левой рукой за основание и прикладывается ко рту. На указательный палец правой руки наматывается нить и подергивается. Комната наполняется тихими звуками. В них есть что-то от вибрирующей струны, от ударов бубна и писка комара. И в то же время сквозь жужжание язычка ясно прослушивается мелодия популярного башкирского танца. Записи звучания деревянного кубыза в исполнении К. Гариповой стали украшением нашей экспедиции. Я неоднократно давал прослушивать эти записи как специалистам, так и любителям фольклора, и везде встречал огромный интерес. Моя запись, как выяснилось позже, была одной из первых записей башкирского деревянного кубыза, который во всех справочных изданиях описывался как исчезнувший. В последующих экспедициях мы нашли еще несколько исполнителей, но эта находка была особенно дорога. Мечетлинский, Салаватский, Кигинский и Дуванский районы издавна славились башкирскими инструменталистами. Здесь мы нашли следы башкирской думбры и образец кыл-кубыза, здесь же сделаны лучшие записи исполнителей на мандолине, скрипке, металлическом и деревянном кубызе.


История кубыза


Этимология слова “кубыз” (“єумыҠ”) в башкирском языке не совсем ясна. Среди тюркоязычных народов им отмечаются самые различные инструменты. К примеру, в Башкортостане кубызом (в сочетании с другими словами) называют несколько инструментов, значительно отличающихся друг от друга по источнику звука и способу звукоизвлечения. Это:

аҢас-єумыҠ — деревянный кубыз;

тимер-єумыҠ — металлический кубыз;

йөйө (янєыл)-єумыҠ — самозвучащий лук, встречающийся в северо-западных районах Башкортостана;

єыл-єумыҠ — струнный кубыз — разновидность вертикальной скрипки (фрикционный хордофон), найденный нами в деревне Сабанаково Мечетлинского района.

На территории России одно из первых описаний варгана встречается в словаре Российской академии наук за 1789 год, где в статье “Варган” инструмент определялся как “простонародное музыкальное орудие ... зубанка”. Видимо, здесь и лежат истоки пренебрежительного отношения к инструменту, отраженные в “Толковом словаре” В. Даля: “Цыган варганы кует — и то ему ремесло” или “Кое-как сварганили свадьбу”. В художественной литературе на русском языке и в русском фольклоре упоминания о варгане дают примерно такой материал: “В России ... варган составляет забаву почти каждого простолюдина” (В. Одоевский). Многие исследователи предполагают, что варган в России был вытеснен гармоникой в конце ХIХ века.

В Западной Европе варган, как и в России, известен под многими названиями, но наиболее популярны три: немецкое — Maultrommel, английское – Jews harp и французское — Guimbarda. Короткий расцвет исполнительства на них приходится на ХVIII—ХIХ вв. В это время варган пользовался огромной популярностью среди всех слоев европейского населения.

Упоминания об игре на западноевропейском варгане относятся к ХVIII веку. Интересно, что современники уже в 1758 году восторгались игроком на восьми разнотональных инструментах. Варган этого времени описывался как музыкальное орудие виртуозов-исполнителей, из которых история сохранила имя Эрика Коха (1785 г.). Другой исполнитель, Карл Эвленштейн, известен как гастролирующий музыкант, который в 1817 году играл в Лондоне на шестнадцати разнотональных варганах. Сохранились даже подробности о том, что артист из-за неумеренной игры испортил себе зубы о корпус из окисляющегося металла и не мог более играть “...без великих мучений”, после чего переквалифицировался в гитариста.

С именем музыканта Иоганна Шейблера историю варгана связывает исполнение “Концерта для маультроммеля пианиссимо”, опубликованного в 1795 году. Несколько позже, в 1816 году, этот артист изобрел трудноописуемую конструкцию с пятью варганами для левой и пятью — для правой руки, благодаря чему во время игры мог быстро переходить из одной тональности в другую. Позже И.Шейблер сделал инструмент в виде круглой рамы с укрепленными на ней 20 варганами разных тональностей. Название его — “Аура” — в 1821 году перешло к первой гармонике мастера Ф. Бушмана.

К этому же времени относится появление рукописи “Партиты до-мажор для двух маультроммелей в унисон”, позже с успехом исполняемой ансамблем гармоник под управлением И. Хохнера (родственника будущего главы фирмы по изготовлению аккордеонов “Hohner”).

Что касается изготовления западноевропейского варгана, то здесь пока непревзойденным оказался австрийский “Союз мастеров по изготовлению маультроммелей” из Мёльна, который был организован еще в 1679 году и существует по настоящее время. В период своего расцвета (1818 г.) эта организация насчитывала 33 мастера и 40 подмастерьев, которые выпускали в год вручную до 2,5 миллионов варганов. Некоторые инструменты “Союза...”, изготовленные на заказ из благородных металлов (в основном из серебра) представляют собой музейную редкость благодаря качеству выполнения и прекрасным акустическим данным. К 300-летнему юбилею “Союза…” установлен своеобразный памятник.

В настоящее время на варганах с удовольствием музицируют в кантри-ансамблях США и в национальных ансамблях Японии. Там наиболее популярны инструменты, которые, как ни странно, импортируют из Англии.

Если история западноевропейского варгана бережно сохраняется, то еще ненаписанная история башкирского кубыза вроде бы объемна, но крайне обрывочна и пестрит противоречиями.

Устное поэтическое творчество башкир бережно хранит образ юноши, который изобрел кубыз, стал знаменитым исполнителем. “...Джигиты и девушки организовывали разные игры, пели, плясали, играли на курае. И особую прыть в этих играх проявил Бикбай, обладавший разными способностями. Однажды он смастерил себе кумыз из клена и научился играть на нем плясовые мелодии. Когда молодежь выезжала в поле, то пела и плясала под его кумыз.

...Как-то Бикбая пригласили на йы­йын. В то время, когда он играл на кумызе и все девушки плясали под его музыку, старшая дочь бая Гульюзум неотрывно на него смотрела. Бикбаю тоже нравилась та девушка. В знак своего расположения он подарил ей свой кумыз…”1

В другой башкирской легенде рассказывается о том, как благодаря игре на кубызе молодая женщина покорила сердце парня:

“… Едва оставшись одна, Яухар откинула с лица покрывало, достала из-за нагрудника кумыз и стала на нем наигрывать. Парень, затаившись в кустах, так и замер в изумлении перед ее красотой и необыкновенной игрой на инструменте”.2

Несмотря на массу легенд и сказаний, исследователи считают башкирский кубыз женским инструментом: “В Башкирии кубыз привился в основном как женский народный инструмент”3 , — утверждает московский ученый Р.Галайская. “Мне ни разу не приходилось видеть мужчин, не только играющих на кубызе, но и умеющих извлекать из него звуки”, — пишет известный исследователь Л.Лебединский.4

Удивительно, что все мы восхищаемся творчеством виртуоза-кубызиста Р.Загретдинова, аплодируем на концертах кубызистам-мужчинам, но продолжаем утверждать, что кубыз — инструмент женщин и детей! Автор данной статьи долго искал истоки этого заблуждения. Похоже, что начало ему положил один из первых исследователей башкирской культуры С.Руденко.5 Ученый сделал предположение, что ислам, видимо, запрещал башкирским женщинам не только музицировать в присутствии мужчин, но и смеяться, громко разговаривать, петь и танцевать. По очень осторожному мнению С.Руденко, кубыз, по всей вероятности, как нельзя лучше подходил для женской половины башкир­ского дома своим тихим звучанием и возможностью быстрого утаивания.

Тем не менее это предварительное, ничем не обоснованное предположение имело далекие последствия. Спустя полвека исследователь Л.Лебединский укрепил мысль С.Руденко следующей фразой: “В ряде случаев мне пришлось быть свидетелем несколько пренебрежительного отношения взрослых мужчин к кубызу”.6

Сегодня в Республике Башкортостан пользуются популярностью инструменты мастеров-исполнителей Р.Загретдинова из Уфы, М.Давлетбаева из города Салавата, З.Халилова из города Кумертау, Ф.Янгирова из Илишевского района, А.Рысбаева из города Дюртюли.

Отметим, что на концертах национальной музыки слушатели хорошо принимают кубызистов-мужчин, в то время как женщины-кубызистки с сольными номерами практически не выступают.

Конструкция кубыза


Что же представляет собой современный башкирский кубыз?

Рассмотрим металлический варган.

На первый взгляд конструкция башкирского инструмента незатейлива: подковообразное основание и упругий язычок. Но в этих, казалось бы, ограниченных рамках фантазия народных мастеров оказалась практически безгранична. Вот как делается простейший башкирский кубыз:7

1. В качестве основы кубыза берется металлический стержень диаметром 6 мм и длиной 120—150 мм. Это может быть обыкновенная проволока, но из санитарно-гигиенических соображений металл лучше брать не окисляющийся (нержавеющая сталь, хромированные сплавы).

2. Стержень на наковальне сгибается в форме правильной трапеции без широкого основания со сторонами: А=С=35 мм, В=70 мм.

3. Со сторон А и С надфилем снимается фаска 0,5 мм.

4. На специальном шаблоне в направлении, указанном стрелками, полукругом изгибается сторона В.

5. В середине стороны В треугольным надфилем выбирается паз для закрепления язычка (типа “Ласточкин хвост”). Ширина паза — 3 мм, глубина — 2-3 мм.

6. Из полоски упругой стали изготавливается язычок длиной 80 мм, толщиной 0,5 мм, шириной у основания 3 мм и на свободном конце 2 мм. Качество звучания кубыза во многом зависит от материала язычка.

7. Язычок узким концом вставляется в паз основания и временно закрепляется. Производится предварительная регулировка и настройка: свободный узкий конец язычка должен без малейших зацепов поместиться между сторонами А и С.

8. На гладком конце наковальни легкими ударами молотка под прямым углом постепенно сгибается свободный конец язычка так, чтобы он не выходил за концы сторон А и С.

9. Паз расклепывается, закрепляя язычок наглухо.

10. Специальной металлической полоской устраняются зацепы.

11. Кубыз настраивается путем опиливания тонкого загнутого конца язычка.

12. Сближением сторон А и С достигается минимальный зазор с язычком. От этого, по словам мастера, зависит динамика кубыза.

13. Мелким надфилем производится чистовая обработка и полировка кубыза.


Звукоизвлечение


Звук на кубызе извлекается просто: тремя пальцами левой руки инструмент берется за полукруглое основание, вытянутые концы прикладываются к слегка разомкнутым зубам (но не прикусываются), указательным пальцем правой руки приводится в колебание упругий язычок. Однако за этой простотой скрываются многие тонкости. У башкирских исполнителей левая рука часто играет роль резонатора: ладонь левой руки складывается чашей и приставляется ко рту. Иногда указательный палец правой руки меняет направление щипка: это могут быть однонаправленные движения к щеке или удары по язычку вперед. Нередко встречается чередование ударов в виде своеобразного тремоло.

Для слушателя основной бурдонирующий звук кубыза кажется довольно слабым, но для исполнителя, особенно начинающего, ошеломительно громким . Это и не удивительно, ведь вибрация язычка кубыза через зубы передается всей черепной коробке, отражаясь и в слуховом аппарате исполнителя.

Через некоторое время сквозь основной бурдонирующий звук язычка слух начинает улавливать какой-то звенящий призвук. Это к основному тону примешивается призвук массы металла, из которого изготовлен язычок инструмента. Призвук имеет свою высоту, зависящую от массы язычка. Для более четкого выявления высоты призвука корпус инструмента можно приставить к любой резонирующей поверхности, например, к крышке рояля, как это делают настройщики с акустическим камертоном.

Многие исполнительские приемы трудно обозначить общепринятыми нотными знаками, в наигрышах много нетемперированных звуков, звукоподражательности и трудноописуемых звуковых эффектов (“кукушка”, “бой часов”, “топот копыт коня” и др.). Тем не менее, среди них можно отметить три несложных приема, наиболее часто встречающихся в башкирском исполнительстве. Это — “тремолирование”, “глиссандирование”, “передувание” (названия условны).

Тремолирование — данный прием выполняется несколькими способами: тремоло указательным пальцем по язычку кубыза (подобно бряцанию на балалайке или думбре); репетиционное чередование щипка двумя, тремя и четырьмя пальцами по язычку (наподобие “гитарного” приема); тремоло языком — беззвучное выговаривание слогов “та-та-та”, “ти-ти-ти”, “ну-ну-ну”, “на-на-на” и т.д.; быстрое чередование вдоха и выдоха на язычок кубыза после щипка.

Глиссандо — интонационное скольжение в примерном диапазоне нужных, но неисполнимых звуков (наиболее часто встречающийся прием).

Передувание — особый прием, продлевающий звучание колеблющегося металлического язычка кубыза направленной струей воздуха на выдох или вдох. На один удар по язычку кубыза можно “выговорить” несколько мелодических звуков разной высоты. Происходит изменение тембра звука и увеличивается динамический диапазон8 .

Некоторые исполнительские приемы объяснимы только с точки зрения практического исполнительства и передаются устно. Многие приемы неохотно объясняются посторонним. Национальной традицией являются также некоторые методы изготовления инструмента.

Интересно работает мастер и исполнитель М.А.Давлетбаев (город Салават), который решил разобраться в акустических особенностях кубыза. Методом проб и ошибок ему удалось значительно улучшить качество звучания инструмента. Его кубызы сегодня являются одними из лучших в республике по заполняемости мелодического диапазона и громкости звучания. М.Давлетбаев также обратил внимание на призвук, высота которого зависела от массы язычка и корпуса кубыза, и нашел способ управления этим призвуком. Он прикрепил к вытянутым концам основания корпуса дополнительные язычки-пластинки, настроенные на определенный звук.

Путем экспериментов ему удалось установить, что сила звука и заполняемость диапазона резко возрастают при настройке тона основного язычка с дополнительными в унисон, октаву и терцдециму. А при настройке основного язычка с двумя дополнительными в мажорное или минорное трезвучие в мелодическом звукоряде кубыза появились четко звучащие дополнительные звуки (в том числе и хроматические).

В другом направлении — изготовлении кубызов традиционной и нетрадиционной формы работают мастер А.М.Рысбаев из Дюртюлей, отец и сын Янгировы из Илишевского района, мастер Галиаскаров из Мечетлинского района.

По самостоятельному пути пошел мастер И.Туймакаев, который делает кубызы нетрадиционной конструкции. Его инструменты не имеют аналогов. Оригинальная конструкция отличает его “щелчковые кубызы” от любых других.

Интересны и разнообразны работы Р. Загретдинова. Например, его кубыз с кулисным механизмом изменения тона звучания язычка пока существует в единичном экземпляре. Мастер находится в хорошей творческой форме и продолжает эксперименты. Мы ждем от него новых открытий.

Традиции национального исполнительства на башкирском кубызе, к счастью, не потеряны. Кубыз звучит на всех мероприятиях по башкирскому фольклору. На нем играют и взрослые, и дети. Большое внимание этому инструменту придается и в учебных заведениях.

Специалистам еще предстоит выяснить, почему этим инструментом так внезапно стала увлекаться молодежь больших городов, почему артисты из Москвы и Санкт-Петербурга готовы платить любые деньги за приобретение простейших конструкций варгана, почему таким спросом пользуется литература с историей и описаниями звукоизвлечения любых разновидностей маультроммеля.

Этой неожиданной популярностью воспользовались и в шоу-бизнесе. Во всем мире проводятся и широко пропагандируются результаты конкурсов и фестивалей исполнителей на маультроммелях. Хорошо подготовленные, с отличной рекламой и большим призовым фондом, эти мероприятия привлекают талантливых исполнителей из многих стран и континентов. Приятно, что наши башкирские кубызисты приобретают международную популярность, а Роберт Загретдинов получил почетное звание Виртуоз-кубызист мира.

Республика Башкортостан представляет собой уникальный заповедник музыкальных инструментов. К примеру, кубыз и курай существуют в бытовом музицировании, а не в фольклорной экзотике туристического бизнеса. У нас до сих пор сохранились нетронутые уголки национальной культуры, где исследователи находят казалось бы навсегда утраченные музыкальные инструменты.


П р и м е ч а н и я

1 Башкирские предания и легенды. — Уфа: Башкнигоиздат. 1985, с. 235-236.

2 Там же, с.41.

3 Галайская Р. Варган у народов Советского Союза // Проблемы музыкального фольклора народов СССР. Вып.3. — М., 1971.

4 Лебединский Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши. — М., 1965.

5 Руденко С.И. Башкиры. — М.-Л.: АН СССР, 1955.

6 Лебединский Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши. Здесь же Л.Лебединский ошибочно утверждает, что деревянный вариант кубыза — агас-кубыз — на территории Башкирии уже не встречается.

7 Рассматривается кубыз, изготовляемый Р.Загретдиновым.

8 По этому принципу устроены голосовые планки гармоник. Из-за этого многие исследователи считают кубыз (варган) прямым предшественником гармоники.

Рахимов Р.